Что такое расчетный счет и как его открыть

Для проведения платежей в безналичной форме каждое юридическое лицо и физическое лицо – предприниматель обязано открыть расчетный счет для финансовых операций. Что же такое расчетный счет и как его открыть в Украине?
Что такое расчетный счет компании, предпринимателя и для чего он нужен
Расчетным называют специальный счет юрлица или ФЛП в банке, который используется для хранения денег, расчетов с контрагентами и клиентами, для получения процентов и зачисления наличных (предприниматели могут вносить на счет деньги из кассы). Основное его назначение – быстрый доступ к средствам по первому требованию, независимо от суммы, дня недели и времени суток. В разных банках или в одном лицо может иметь несколько расчетных счетов – с разным целевым назначением и/или валютой.
Чтобы не путать: расчетный, текущий, лицевой, корреспондентский счет

Обозначим разницу между разными видами счетов:
- Счета физических лиц (например, зарплатные, социальные) называют текущими расчетными счетами. На них нельзя принимать платежи, связанные с предпринимательской деятельностью – то есть от продажи товаров и услуг. А также они не предназначены для зачисления средств через терминалы.
- Лицевой счет и расчетный счет отличаются тем, что в расчете первый играет роль промежуточного и используется для аналитического учета расчетов с другими лицами. Такой счет не является обязательным. Он открывается только физическим лицам и может применяться для оплаты кредитов и процентов, денежных переводов юрлицам, для хранения денег и т.п. Он присваивается человеку во время регистрации в реестре учреждения. Например, лицевой счет налогоплательщика содержит сведения о начислении ему зарплаты и других выплат, а также учета отчисления налогов. Такие счета ведутся в финансовых, налоговой, страховых компаниях и пр.
- Главное отличие корреспондентского счета от расчетного в том, что его используют непосредственно банки для операций с другими кредитными организациями. Он понадобится, к примеру, чтобы вы смогли перевести деньги со счета в одном финансовом учреждении в другое. Корреспондентский счет – это т.н. р/с банка.
Мы привели примеры основных счетов и их главных отличий, поскольку именно по ним у новичков в бизнесе чаще всего появляются вопросы. Хотя на практике используется гораздо больше видов счетов.
Как открыть р/с для физического лица – предпринимателя?

Весь процесс детально описан в Постановлении НБУ №117 «Об утверждении Правил о порядке открытия расчетных, текущих и бюджетных счетов в учреждениях банков».
Чтобы открыть р/с для предпринимательской деятельности, нужно обратиться в банк со стандартным пакетом документов ФЛП:
- паспортом гражданина Украины, ИНН;
- свидетельством о регистрации предпринимателя;
- свидетельством плательщика единого налога или выпиской из госреестра;
- документом, который подтверждает регистрацию плательщика социальных страховых взносов;
- книгой учета доходов (требуется редко).
В отделении понадобится заполнить опросник, карту с образцами подписей – вашей и доверенных лиц, а также с оттиском печати, если она есть. Финальный этап – подписание заявления на открытие счета и договора.
После этого ваши данные будут переданы в налоговую по месту регистрации для постановки счета на учет. Через несколько дней банк свяжется с вами для подтверждения успешности операции. С этого момента расчетный счет станет для вашего малого или среднего бизнеса главным финансовым инструментом.
Обратите внимание: в украинском банке примерная стоимость открытия расчетного счета составляет от 0 до 100 грн. В случае самостоятельного оформления в режиме онлайн, услуга в большинстве случаев будет бесплатной. Стоит учесть, что после открытия на счету должна быть определенная сумма – её назовёт вам сотрудник банка (около 1000 грн).
Как дистанционно открыть р/с для ФЛП?
.jpg)
В случае оформления онлайн, открытие расчетного счета будет произведено по бесплатному тарифу. Вот как происходит этот процесс:
- Зайдите/зарегистрируйтесь в интернет-банкинге финансового учреждения, в котором хотите обслуживаться. В разделе, посвященном счетам, выберите вкладку «Счета юр. лица» или «Счета ФЛП» либо «Открытие счета юр. лица/ФЛП». Подтвердите единоразовый пароль, который поступит на телефон.
- Заполните анкету, указав личные данные, сведения о предприятии и регистрации в налоговой.
- Выберите валюту счета. Придумайте логин и пароль для доступа в личный кабинет ФЛП.
- На этом этапе будет сформирован номер вашего счета.
- Далее заполните финансовую информацию по предприятию. Это потребуется в случае, если на момент оформления вы уже ведете деятельность как ФЛП. Вопросы будут касаться вашей системы налогообложения, наличия разрешений, имущества, размера доходов и пр.
- Предоставьте email, телефон для контактов с банком, а также адрес отделения банка, где хотите забрать бизнес-карту.
- Загрузите фото паспорта и ИНН, следуя инструкции.
На этом онлайн-этап завершается. Далее вам следует прийти в отделение и встретиться с представителем банка. При себе иметь паспорт и ИНН. Уже на месте вы проверите и удостоверите подписью копии документов, подпишите договор об открытии счета. А на следующий рабочий день можно будет пользоваться счетом.
Если же вам нужно более срочное открытие расчетного счета, поможет цифровая электронная подпись. В таком случае с представителем банка встречаться не понадобится: вы сможете «подписать» документы в режиме онлайн, не отходя от компьютера. На сегодня самостоятельное дистанционное оформление – самый быстрый способ получить счет для предприятия.
Расчетный счет для юрлиц

Сразу же после регистрации юридического лица следует открыть р/с. Это главный инструмент для управления финансами, начиная от купли-продажи товаров и услуг, заканчивая начислением сотрудникам зарплаты и уплаты налогов.
Выберите банк, в котором вам подходят условия обслуживания. Основными критериями должны быть:
- размер платы за обслуживание;
- наличие у банка удобного сервиса «клиент-банк»;
- подходящие для вас условия получения кредита для бизнеса.
Последний пункт стоит учитывать потому, что в банке, который знает вас как клиента, в дальнейшем будет проще получить деньги на развитие предприятия.
Определившись с выбором, отправляйтесь в удобное для вас отделение, захватив с собой следующие документы:
- учредительный договор и устав предприятия;
- свидетельство о регистрации предприятия;
- протокол собрания учредителей юрлица либо решение владельца об открытии компании;
- ИНН и выписка из Единого государственного реестра юрлиц;
- письмо из Госстата с кодами учета.
Как и в процедуре открытия счета для ФЛП, в отделении будет подписано заявление, подготовлена карта с подписями ответственных лиц предприятия и оттиском печати, а также заключен договор.
Открыли - что дальше?

Открыть р/с предприятия сейчас стало проще, чем было раньше. Для этого даже не обязательно куда-то ехать или идти, если у вас есть на руках все документы и доступ к электронным государственным сервисам. Если нет, процесс все равно можно организовать с максимальным удобством – даже зарегистрировать предприятие сейчас возможно всего за один поход к нотариусу.
Главное для бизнесмена – внимательно заполнять регистрационные формы и документы. А дальше – строго придерживаться правил: чтобы ведение расчетного денежного счета происходило исключительно в рамках законодательства и налоги платились вовремя.
А если будни бизнеса потребуют срочных финансовых вливаний, moneyveo всегда поможет. В сервисе постоянным клиентам круглосуточно доступно до 30 000 грн на срок до 18 недель без справки о доходах.
Другие интересные статьи
Как пользоваться Apple Pay | Moneyveo.ua
Комиссии в микрокредитовании: как не переплатить | Moneyveo
Как накопить деньги: ТОП способов | Moneyveo.ua
Кредитні продукти
Smart/Trend/Temp
Наслідки для споживача в разі користування Кредитом:
За користування Кредитом споживач виплачує Кредитодавцю проценти в розмірі, визначеному в електронному договорі та комісії (за наявності). Сума кредиту, процентів за користування кредитом, неустойки (за наявності) та інших платежів, передбачених електронним договором, підлягають безготівковому перерахуванню на поточний рахунок Кредитодавця у строки та розмірах, що встановлені договором та чинним законодавством України.
Для продуктів СМАРТ та ТЕМП
У зв'язку з наданням кредиту у формі кредитної лінії та на підставі п. 10 ч. 1 ст. 12 Закону України «Про споживче кредитування» графік платежів до договору не надається, однак договір містить положення, якими визначаються розміри та строки платежів з погашення кредиту.
Користування споживачем сумою наданого кредиту після закінчення Дисконтного періоду кредитування має наступні наслідки:
• витрати споживача за користування Кредитом зростають внаслідок нарахування процентів за користування Кредитом після закінчення Дисконтного періоду кредитування за процентною ставкою, що вказана в договорі;
• витрати споживача за Дисконтний період кредитування можуть зрости внаслідок застосування правил розрахунку грошових зобов’язань споживача по сплаті процентів за користування Кредитом відповідно до розміру Базової процентної ставки і скасування правил нарахування процентів відповідно до розміру Дисконтної та Індивідуальної процентних ставок.
Для продукту ТРЕНД
Договір містить графік платежів. Графік платежів містить розрахунок всіх платежів за договором (в тому числі суми Кредиту, процентів за користування кредитом та комісії).
Комісія за надання кредиту утримується з суми кредиту шляхом зарахування однорідних грошових вимог. При чому споживач отримує лише суму за вирахуванням утриманого платежу в рахунок комісії за надання кредиту. Проценти за користування кредитом нараховуються на суму кредиту, яка зазначена в кредитному договорі, а не на чисту суму кредиту яку отримав споживач.
Можливі наслідки для споживача в разі невиконання ним обов'язків згідно електронного договору, уключаючи прострочення виконання зобов'язань зі сплати платежів, а також розмір неустойки, процентної ставки, інших платежів, які застосовуються чи стягуються при невиконанні зобов'язання за договором:
Для продукту СМАРТ та ТЕМП
За порушення будь-якого з платежів передбачених Договором на 14 (чотирнадцять) і більше календарних днів, Кредитодавець має право нарахувати, а Позичальник зобов’язаний сплатити на користь Кредитодавця неустойку у вигляді штрафу в розмірі 5000% від суми невиконаного або неналежно виконаного грошового зобов'язання, але не більше половини суми Кредиту, яка була в користуванні Позичальника на дату в яку платіж мав бути сплачений.
Обмеження максимальної суми штрафу відбувається в наступному порядку:
- у разі порушення строку оплати будь-якого з платежів на 14 (чотирнадцять) і більше календарних днів, загальний розмір штрафу не може перевищувати 25 % від суми Кредиту, яка була в користуванні Позичальника на дату в яку платіж мав бути сплачений;
- у разі порушення строку оплати будь-якого з платежів на 21 (двадцять один) і більше календарних днів, загальний розмір штрафу не може перевищувати 50 % від суми Кредиту, яка була в користуванні Позичальника на дату в яку платіж мав бути сплачений.
Для продукту ТРЕНД
У разі невиконання споживачем зобов’язань згідно електронного договору, уключаючи прострочення виконання зобов’язань зі сплати платежів, визначених графіком платежів, з наступного календарного дня споживач повинен виплатити Кредитодавцю штраф у розмірі 35% від суми простроченого платежу (частини суми Кредиту, визначеної графіком платежів, та нарахованих процентів), за кожен факт такого прострочення.
Вплив порушення виконання зобов’язання щодо повернення Кредиту на кредитну історію споживача:
Порушення виконання зобов’язання щодо повернення Кредиту може вплинути на кредитну історію споживача, а також ускладнити отримання споживчого кредиту надалі.
Інформація щодо вимог придбання будь-яких товарів чи послуг від Кредитодавця або спорідненої чи пов'язаної з ним особи як обов'язкову умову надання Кредиту:
Кредитодавцю забороняється вимагати від споживача придбання будь-яких товарів чи послуг від Кредитодавця або спорідненої чи пов'язаної з ним особи як обов'язкову умову надання Кредиту.
Інформація щодо прав споживача розглянути альтернативні різновиди споживчих кредитів та фінансових установ:
Для прийняття усвідомленого рішення щодо отримання Кредиту на запропонованих умовах споживач має право розглянути альтернативні різновиди споживчих кредитів та фінансових установ.
Можливість Кредитодавця за власною ініціативою вносити зміни до укладених зі споживачем електронних договорів:
Кредитодавець може вносити зміни до укладених зі споживачем договорів лише за згодою споживача.
Збільшення розміру процентних ставок за договором та інших платежів в односторонньому порядку Кредитодавцем без згоди споживача не допускається.
Можливість споживача відмовитися від отримання рекламних матеріалів засобами дистанційних каналів комунікації:
Споживач може відмовитися від отримання рекламних матеріалів в особистому кабінеті у вкладці «особисті дані» шляхом натиснення на відповідний елемент інтерфейсу або безпосередньо звернутись до Кредитодавця одним із таких способів:
• шляхом направлення листа за адресою: 01015, м. Київ, вулиця Лейпцизька, будинок 15 Б, поверх перший;
• шляхом направлення електронного листа на e-mail: support@moneyveo.ua або support@freecredit.com.ua;
• зв’язавшись за номером телефону: 0 800 21 9393 або 0 800 21 5300 (безкоштовно з будь-яких телефонів по Україні, сервіс працює цілодобово).
Інформація про можливі додаткові витрати на сплату споживачем платежів за користування Кредитом:
Можливі витрати на сплату споживачем платежів за користування Кредитом залежать від обраного споживачем способу сплати у зв'язку із можливою наявністю комісій надавачів платіжних послуг за здійснення погашення заборгованості по кредиту.
Ініціювання споживачем продовження (лонгації, пролонгації) строку погашення споживчого кредиту (строку виконання грошового зобов'язання)/строку кредитування/строку дії договору про споживчий кредит:
Споживач не має права ініціювати продовження (лонгації, пролонгації) строку погашення споживчого кредиту (строку виконання грошового зобов'язання)/строку кредитування/строку дії договору про споживчий кредит.